Забивные сваи и стеклопластиковая арматура

Рассказываем об амбициозном проекте, в котором мы поучаствовали по заказу одной строительной компании. Мы изготовили пространственный каркас для забивной сваи, которую, после всех надлежащих испытаний, забили в землю. Как это было — читайте ниже.
К нам обратилась крупная строительная компания с просьбой поучаствовать в интересном проекте — изготовлении забивных свай с каркасом из стеклопластиковой арматуры.
Нет времени читать всю статью? Сохраните её в социальных сетях или отправьте себе в мессенджер!
Забивная свая — это ж/б изделие, представляющее собой квадратный стержень с заострённым концом с одной стороны. Такие сваи погружаются в землю ударным способом с помощью специального молота. По сравнению с иными видами свай (буронабивные, ТИСЭ или винтовые варианты), забивные сваи имеют большую несущую способность и обеспечивают наибольшую надежность и прочность будущего сооружения.
Забивные сваи бетонные
Общие технические условия изготовления свай регламентируются ГОСТ 19804-2012. Производство осуществляется в специальной металлоформе. Стандартная забивная свая состоит из арматурного каркаса, который обволакивается бетонным телом.
Пространственный каркас для забивной сваи
Технологический процесс изготовления сваи:

  1. Подготовка металлоформы — обработка внутренней поверхности формы Эмульсолом (или любым другим смазывающим материалом) для уменьшения сцепления бетона со стенками металлической опалубки.
  2. Установка арматурного каркаса. Внутри металлоформы устанавливается каркас из арматуры, при этом он должен быть отдалён от стенок опалубки для того, чтобы обеспечить защитный слой бетона толщиной 3-5 см.
  3. Заполнение бетонной смесью. В форму заливается бетон марки М200 или М300 с последующим уплотнением за счёт вибрации.
  4. Пропарка. Форма переносится в пропарочную камеру для ускорения отвердевания бетона.
  5. Контроль качества. Готовые забивные сваи проверяются и переносятся на склад.
Ещё с дремучих времён эпохи металла, именно его принято использовать для пространственного каркаса, а стеклопластиковую арматуру не применяют из-за отсутствия расчётов и нормативно-технической документации.

Одна из строительных организаций обратилась к нам с просьбой посодействовать в проведении эксперимента — изготовлении свай на основе каркаса из композитной стеклопластиковой арматуры.

Эксперимент

В рамках испытаний было изготовлено несколько 6-метровых свай для последующего погружения в землю.

Арматурный каркас по заданным размерам мы связали ещё на производстве. Для продольных стержней использовалась арматура АКС 10 мм, для поперечных — АКС 6 мм. На конце сваи применялась стеклопластиковая сетка 50*50*3 мм.
Вязка арматурного каркаса для забивной сваи
Готовили сваи на самом настоящем заводе ЖБИ по стандартной технологии, только вместо металла стеклопластиковый каркас.
Производство забивных свай на ЖБИ
После заготовки свай, пропарки и набора необходимой прочности, здесь же, на ЖБИ, осуществлялась проверка на трещиностойкость.

Для этого свая укладывается на две опоры и по прошествии определенного времени производится осмотр верхней стороны сваи над опорами. Проверка считается пройденной, если на гранях сваи не появилось трещин (при использовании напрягаемой арматуры) или если раскрытие трещин не превышает 0,2 мм (при использовании стержневой или ненапрягаемой арматуры).

После успешных испытаний на трещиностойкость наши сваи отправились на реальный строительный объект. В качестве замены обычной свае её забивать не стали, но погружение сделали на той же строительной площадке, по соседству с железобетонными сваями.

Процесс погружения сваи из стеклопластиковой арматуры смотрите на видео.

Читайте также:

В целом, можно признать, что эксперимент удался — сваи с каркасом из композитной арматуры успешно показали себя на испытаниях и при погружении в землю. Но выхода этого продукта в массы в ближайшие годы ждать не стоит. Прежде всего, из-за отсутствия нормативно-технической базы, а также целесообразности и рентабельности (для производителей стеклопластиковой арматуры) изготовления пространственных каркасов.